Отчет: Интернет-интервью "Актуальные вопросы взаимодействия бюджетополучателей и Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю" с руководителем Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю

В течение чуть более месяца на сайте Консультант-СКИФ можно было задать свой вопрос руководителю Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю - Игорю Сергеевичу Тапсиеву.

Подводя итоги интернет-интервью, мы публикуем ответы Игоря Сергеевича на присланные вопросы.

Tapsiev Igor SergeevichКонсультант-СКИФ: Игорь Сергеевич, какие цели и задачи сегодня ставятся перед Федеральным казначейством в нашем крае?

Ответ: В условиях «новой экономической реальности» наибольшую актуальность приобретают вопросы обеспечения устойчивости бюджетной системы Российской Федерации и сбалансированности бюджетов публично-правовых образований. В связи с чем приоритетными направлениями являются максимальная эффективность использования бюджетных средств, оптимизация бюджетных расходов и бережное отношение к каждому бюджетному рублю. Для реализации указанных направлений Федеральное казначейство использует и развивает следующие механизмы.

Предоставление бюджетных средств «под потребность». Этот инструмент уменьшения кассовых потоков успешно использован нашем краем еще в прошлом году при предоставлении целевых средств бюджету субъекта Российской Федерации и бюджетам муниципальных образований в сумме фактической потребности. Так, в рамках межбюджетных отношений текущего года в доход бюджета Ставропольского края из федерального бюджета поступило 11,3 млрд.руб. субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение по 81 коду цели. Из них по «новому механизму» перечислено 7,6 млрд.руб по 49 кодам цели. При этом доведение бюджетных данных и расходование целевых средств конечным получателем осуществлялось в течение одного дня.

Для выполнения этой задачи Управление по поручению Федерального казначейства осуществляет переданные полномочия 14 ГРБС:

- включение в реестр соглашений (договоров) информации и документов о соглашениях и нормативных правовых актах о предоставлении межбюджетных трансфертов;

- постановку на учет бюджетных обязательств, возникших из Соглашения или нормативного правового акта о предоставлении межбюджетного трансферта.

В развитие механизма предоставления бюджетных средств «под потребность» в Законе о федеральном бюджете на 2015 год предусмотрена норма о предоставлении бюджетных средств юридическим лицам через лицевые счета, открытые им в органах Федерального казначейства. Так Управлением обеспечено открытие 18 лицевых счетов юридическим лицам (по перечню, определенному Правительством Российской Федерации), которым из федерального бюджета предоставляются целевые средства: субсидии, бюджетные инвестиции, взносы в уставные капиталы. При этом расходы юридических лиц за счет указанных средств осуществляются в сумме необходимой потребности именно в тот момент времени, когда они реально необходимы для оплаты принятых обязательств. Нашим новым клиентам было нелегко привыкать к казначейским требованиям и формам работы, в том числе электронному документообороту, но совместно мы успешно справляемся с поставленными задачами.

В 2015 году получил «путевку в жизнь» механизм казначейского сопровождения государственных контрактов. Органы казначейства ежедневно осуществляют мониторинг информации о закупках, размещенных на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» начальная (максимальная) цена контракта которых свыше 1 млрд. рублей или они заключены с учетом требований Постановлений Правительства Российской Федерации (от 06.03.2015 № 199 и пункта 29.1 Постановления от 27.12.2014 № 1563). Предоставление авансов поставщикам по таким госконтрактам осуществляется с казначейских счетов. В настоящее время мы обслуживаем пока 4 таких клиентов по 14 контрактам. В 2016 году под казначейское сопровождение попадут контракты ценой от 100 млн. рублей и проплата авансов будет проводиться исключительно «под потребность». Данный механизм позволяет осуществлять контроль за целевым использованием средств, предоставленных юридическим лицам из федерального бюджета, обеспечивать направление данных средств только на цели, предусмотренные законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, исключается возможность размещения бюджетных средств на банковские депозиты или с использованием иных финансовых инструментов, направления средств на покупку валюты с целью извлечения прибыли, в оффшорные зоны и т.д. В этой связи ожидается значительный дополнительный приток клиентов и расширение круга функций казначейства.

Механизм предоставления бюджетных средств «под потребность» увеличивает концентрацию ликвидности на Едином казначейском счете и создает дополнительные гарантии для безусловного исполнения расходов федерального бюджета. А временно свободные остатки бюджетных средств размещаются Федеральным казначейством в различные финансовые инструменты (депозиты, сделки РЕПО, рублевые и валютные аукционы и др.) обеспечивая поступление дополнительных доходов. В результате применения инструментов кэш-менеджмента Федеральное казначейство только за семь месяцев текущего года заработало 37 млрд.рублей доходов в федеральный бюджет, выполнив при этом годовой план, установленный ведомству Министерством финансов РФ. До конца года планируется заработать порядка 70 млрд.рублей.

Эффективное управление ликвидностью ЕКС невозможно без качественного кассового планирования. Развитие этого направления предусмотрено Стратегической картой Федерального казначейства. Технологии кассового планирования в отношении средств федерального бюджета уже освоены. Поскольку следующий этап развития единого казначейского счета предусматривает появление на нем средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, уже сейчас «пилотируется» внедрение в регионах и муниципалитетах аналогичных технологий кассового планирования. Наше Управление уже работают с Федеральным казначейством таким образом в режиме эксперимента. Задача до конца текущего года – отработать указанный механизм для его последующего тиражирования на все регионы.

Также в текущем году мы продолжили успешно зарекомендовавшее себя в крае предоставление бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъекта РФ (местных бюджетов)». Сегодня многие бюджеты закредитованы и значительная доля расходов бюджетов идет на обслуживание государственного (муниципального) долга. Поэтому такой ресурс очень востребован. В текущем году бюджету Ставропольского края предоставлено 7 бюджетных кредитов на общую сумму 34,9 млрд.руб. Бюджетам муниципальных образований городов Пятигорска и Невинномысска (участникам эксперимента) предоставлено 8 бюджетных кредитов на общую сумму 860,7 млн.руб. Уплаченные проценты за пользование кредитами почти символичны. Все кредиты возвращены в установлены срок. Эксперимент будет продолжен и в следующем году. Сейчас на рассмотрении в Госдуме находится законопроект, которым предусмотрено увеличение срока пользования бюджетными кредитами до 50 дней.

Следующей очень важной задачей является минимизация наличного денежного обращения. Это одно из условий реформирования системы бюджетных платежей. Управление уделяет большое внимание вопросу сокращения операций с использованием денежных чеков. Проводится разъяснительная работа с клиентами в пользу предпочтительности выбора способа обеспечения наличными денежными средствами с использованием карт, консультирование по подготовке документов в соответствии с требованиями нормативных документов. В результате количество карт, выпущенных в 2015 году, выросло по сравнению с аналогичным показателем 2014 года почти на 26% (979 штук против 777). Причем наиболее активные пользователи пластиковых карт - краевые и муниципальные организации.

Повышению уровня безналичных расчетов несомненно будет способствовать развитие Казначейством совместно со Сбербанком России механизмов эквайринга, то есть приема платежей от физических лиц бюджетными учреждениями и торговыми сетями. Помимо этого сейчас проводится эксперимент по реализации так называемого сервиса самоинкассации, который позволит осуществлять взнос клиентом наличных денег через банкоматы и информационно0платежные терминалы с последующим онлайн-зачислением на наши счета 40116, без применения объявлений на взнос наличными.

Среди важнейших задач текущего года следует назвать формирование нового сводного реестра участников и неучастников бюджетного процесса. Он является ядром государственной интегрированной информационной системы «Электронный бюджет», единым централизованным ресурсом, в котором содержатся сведения о составе и полномочиях участников и неучастников бюджетного процесса. При этом, изменен порядок формирования реестра, более половины показателей формируются на основе данных ЕГРЮЛ. На настоящий момент в Сводный реестр включено более 80% организаций федерального уровня и более 90%  краевых и муниципальных организаций. Задача 2015 года –полностью сформировать Сводный реестр, так как начиная со следующего года, организации вправе будут осуществлять свои бюджетные полномочия только при наличии сведений о них в новом Сводном реестре.

Помимо формирования Сводного реестра в системе «Электронный бюджет» в этом году полным ходом идет работа по формированию и ведению ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг на основе базовых перечней, а также запуск функциональной подсистемы «Управление закупками».

Управление продолжает дальнейшее сопровождение и других государственных информационных систем, оператором которых является Федеральное казначейство (Портал государственных и муниципальных учреждений, Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), сайт закупок и т.д.).

Но самой важной на текущий момент нашей задачей является успешное завершение 2015 финансового года. Год был сложным. И несмотря на значительный рост расходов бюджетов в течение года, основной пик расходов придется на вторую декаду декабря. Так что казначеям придется сильно потрудиться, чтобы обеспечить такое серьезное расходование клиентами денежных средств в последние 2 недели уходящего года.

Консультант-СКИФ: Как  именно в рамках своих полномочий, Ваши специалисты на местах взаимодействуют с бюджетополучателями: бюджетными, казенными и автономными учреждениями? 

Ответ: Основным способом взаимодействия с нашими клиентами является электронный. Практически с самого начала клиенты имели возможность взаимодействовать с органами Федерального казначейства через систему электронного документооборота (СЭД). Еще недавно система электронного документооборота считалась казначейской новацией, надежность и удобство которой отмечали многие участники бюджетного процесса.

Очередным качественным шагом в развитии взаимодействия Федерального казначейства с его клиентами является внедрение технологии информационного обмена между участниками и неучастниками бюджетного процесса в режиме реального времени. Это портальное решение - Система удаленного финансового документооборота (СУФД), входящее в состав Автоматизированной системы Федерального казначейства, позволяющее управлять платежами из любой точки, подключенной к сети Интернет. Клиенту достаточно иметь доступ в Интернет и сертификат электронной подписи. Наши клиенты могут отправлять заявки на кассовый расход, получать информацию о статусе их прохождения в режиме реального времени.

В настоящее время абонентами СУФД являются все технически готовые клиенты (на 01.10.2015 – 4 146).

Консультант-СКИФ: Игорь Сергеевич, на Ваш взгляд, какие аспекты этого взаимодействия можно было бы улучшить? И что для этого необходимо предпринять как казначейству, так и бюджетополучателям? 

Ответ: Конечно, СУФД-портал- это своего рода витрина Казначейства, окно к нашим сервисам. Вместе с тем, именно этот ресурс вызывает наибольшее количество критических замечаний у наших клиентов. Причем, в течение года работа портала вполне стабильна, но увеличение нагрузки на него в конце декабря (когда количество документов возрастает более чем в 2,5 раза) в рамках операций по закрытию года, порождает проблему «зависаний» и сбоев при обработке документов.

С целью обеспечения работоспособности аппаратного комплекса Портала СУФД в текущем году была проведена модернизация системы хранения данных. Объем хранилища увеличен в 2 раза. Это позволило увеличить количество одновременно работающих клиентов в СУФД, увеличить скорость доставки документов и повысить его производительность.

Управление осуществляет постоянный мониторинг работоспособности этого программного комплекса, проводит регламентные работы, а при возникновении нештатных ситуаций – осуществляет контроль и координацию восстановительных работ.

Кроме того, в увеличении нагрузки на СУФД-портал есть один аспект, целиком зависящий от наших клиентов, которые используют его не в качестве «транспорта» выгружаемых документов, а формируют в нем свои платежные документы, увеличивая тем самым время взаимодействия с порталом и количество одновременно работающих клиентов, что негативно сказывается на его производительности. Поэтому для решения указанной проблемы, нашим клиентам следует формировать свои документы в используемом или специализированном ППО (например: 1-С) и выгружать их в СУФД только для доставки в Автоматизированную систему Федерального казначейства.

Консультант-СКИФ: В декабре вы празднуете день образования органов федерального казначейства. Как коллектив Управления обычно отмечает свой профессиональный праздник?

Ответ: Действительно, 8 декабря 2015 года Казначейство отпраздновало 23 годовщину своего возрождения, исчисляемую от подписания Указа Президента России от 8 декабря 1992 года №1556, Созданная в этот день система органов Федерального казначейства России исторически берет свое начало из Древней Руси. Именно тогда на свет появилась должность казначея – представителя боярской или княжеской администрации для управления материальными ценностями государства. Пройдя длинный и трудный путь развития, в настоящее время приоритетом этой государственной структуры является выработка оптимального решения по финансовому управлению государственными ресурсами, а также контроль за использованием бюджетных средств. В День казначейства традиционно поздравляются и награждаются лучшие сотрудники и ветераны Федерального казначейства России. А отмечаем мы свой праздник добросовестным и эффективным трудом.

Консультант-СКИФ: Скоро Новый год. Чтобы Вы хотели пожелать бюджетополучателям, представителям бизнес-сообщества в 2016 году?

Ответ: В новом 2016 году я хочу пожелать всем коллегам, настоящим и будущим клиентам Казначейства, всему бизнес-сообществу неиссякаемой жизненной энергии, крепкого здоровья, личного счастья и процветания, уверенности в завтрашнем дне!

Консультант-СКИФ: Игорь Сергеевич, мы поздравляем весь коллектив Управления с профессиональным праздником и наступающим новым годом. Благодарим Вас за открытую позицию, желание общаться и вести диалог с общественностью.

 Пресс-служба

Группы компаний "Консультант-СКИФ"

 

 
...
http://ric077.ru/library/