Отчет: Интернет-интервью на тему «Новое в трудовом законодательстве с учетом региональных особенностей»

salpagarovВ течение марта на сайте Консультант-СКИФ можно было задать свой вопрос Главному государственному инспектору по труду в Ставропольском крае Салпагарову Умару Ильясовичу. И вот мы поводим итоги совместного проекта, публикуем ответы на наиболее интересные вопросы, а также благодарим всех, кто принял участие в интернет-интервью.

 

 

Вопрос: Законно ли требование проверяющих обязать работодателя установить з/п работникам не ниже прожиточного минимума по Ставропольскому краю? Если да, какими законодательными документами это требование установлено, с какого периода оно действует?

Александра, г. Кисловодск

Ответ: Требования должностных лиц, уполномоченных осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением требований трудового законодательства, о выплате работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени в нормальных условиях и выполнившим норму труда, заработной платы в размере не ниже устанавливаемой Правительством Ставропольского края величины прожиточного минимума трудоспособного населения, являются законными и обоснованными.
В соответствии с ч.3 ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 133.1 Трудового кодекса РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. В Ставропольском крае региональным соглашением между Правительством Ставропольского края, территориальным объединением Федерации профсоюзов Ставропольского края и региональным объединением работодателей Ставропольского края «Конгресс деловых кругов Ставрополья» на 2013-2015г.г. (далее по тексту - Соглашение) установлен минимальный размер оплаты труда в Ставропольском крае, соответствующий величине прожиточного минимума для трудоспособного населения (п. 2.23 соглашения).
Таким образом, установленный в Ставропольском крае минимальный размер оплаты труда, равный величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, обязателен в силу требований ч.1 ст. 133.1 Трудового кодекса РФ, а также в силу требований ч.2 ст. 22 Трудового кодекса РФ, обязывающей работодателя соблюдать условия соглашений.
Соглашение между Правительством Ставропольского края, территориальным объединением Федерации профсоюзов Ставропольского края и региональным объединением работодателей Ставропольского края «Конгресс деловых кругов Ставрополья», принято на срок с 1 января 2013 года по 31 декабря 2015 года, прошло уведомительную регистрацию в управлении труда и занятости населения Ставропольского края (№18 от 19.12.2012г.), а также опубликовано в газете «Ставропольская правда» 13.03.2013г. №74-75 (25936-25937).


Вопрос: В результате проверки выявлено занижение окладов у работников в 2013г., предложено пересчитать зарплату, в связи с соглашением о соответствии МРОТ минимальному прожиточному минимуму. Надо ли делать пересчёт зарплаты работникам, уволенным в 2013г? И почему, если соглашение вступило в силу летом, перерасчет требуется провести с начала 2013 года?

Наталья, г.Ставрополь


Ответ: Соглашение между Правительством Ставропольского края, территориальным объединением Федерации профсоюзов Ставропольского края и региональным объединением работодателей Ставропольского края «Конгресс деловых кругов Ставрополья» на 2013-2015 годы опубликовано в газете «Ставропольская правда» 13 марта 2013 года. В соответствии с ч.1 ст. 11 Закона Ставропольского края от 01 марта 2007 года № 6-кз «О некоторых вопросах социального партнерства в сфере труда» работодателям края, не участвовавшим в заключении данного Соглашения, было рекомендовано присоединиться к нему. Соглашение считается распространенным на всех работодателей, не представивших в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования мотивированный письменный отказ присоединиться в Соглашению в порядке, установленном ч. 3 ст. 11 Закона Ставропольского края от 01 марта 2007 года № 6-кз «О некоторых вопросах социального партнерства в сфере труда».
С указанной даты и необходимо произвести перерасчет заработной платы, в том числе и уволенным работникам.

Вопрос: В 2013 году была проведена аттестация рабочих мест. В 2014 году организация реорганизовалась из ФГУП в казенное учреждение и некоторые должности были переименованы, нужно ли проводить спецоценку условий труда по переименованным должностям?

Ирина, г.Ставрополь

Ответ: Переименование должностей приравнивается к образованию новых рабочих мест.
Согласно п.1. ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в течение 6 месяцев, вновь организованные рабочие места подлежат проведению внеплановой специальной оценки условий труда.

Вопрос: Можно ли не направлять на предварительные медосмотры кандидатов на должность не связанную с вредными и опасными условиями труда, или предварительный медосмотр обязательное условие для всех кандидатов?

Наталья Владимировна,  г. Ставрополь

Ответ: При заключении трудового договора медицинскому осмотру подлежат:
1) лица, не достигшие возраста 18 лет (ст. 69, ч. 1 ст. 266 ТК РФ, п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1);
2) работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта (ч. 1 ст. 213 ТК РФ). Соответствующие перечни работ утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н;
3) лица, привлекаемые на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других местностей (ст. 324 ТК РФ);
4) лица, принимаемые на работу, выполняемую вахтовым методом (ст. 298 ТК РФ);
5) работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений (ч. 2 ст. 213 ТК РФ);
6) работники, обеспечивающие движение поездов (Постановление Правительства РФ от 08.09.1999 N 1020);
7) работники, занятые на подземных работах (ст. 330.3 ТК РФ). Статья вводится с 31.03.2012 Федеральным законом от 30.11.2011 N 353-ФЗ;
8) работники некоторых других работодателей (Федеральный закон от 14.04.1999 N 77-ФЗ, Федеральный закон от 30.03.1995 N 38-ФЗ, Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ).
Предусмотренные настоящей статьей 213 ТК РФ медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
Работников других профессий и работ, не включенных в перечни работ, утверждённых Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н, на медосмотр можно не направлять.

Вопрос: С 2014 года на смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда. Если организация провела до 01 января 2014 года аттестацию рабочих мест, надо ли заново проводить специальная оценка условий труда?

Сергей, Ставрополь

Ответ: Согласно п.4 ст.27 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценки условий труда», в случае, если до 01.01.2014г была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Вопрос: Какой размер (руб.) минимальной заработной платы установлен в Ставропольском крае на текущую дату и включает ли установленный размер минимальной заработной платы НДФЛ?

Евгения, г. Ставрополь

Ответ: В соответствие с требованиями ст. 2.23 Соглашения между Правительством Ставропольского края, территориальным объединением Федерации профсоюзов Ставропольского края и региональным объединением работодателей Ставропольского края «Конгресс деловых кругов Ставрополья» на 2013-2015 годы работодатель обеспечивают выплату заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени в нормальных условиях и выполнившим норму труда, в размере не ниже устанавливаемой Правительством Ставропольского края величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Правительством Ставропольского края принято постановление № 35-п «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ставропольском крае за IV квартал 2013 года». Размер величины прожиточного минимума для трудоспособного населения установлен в размере 6954 рубля.

Вопрос: Зарплата должна быть на территории СК не ниже прожиточного минимума. Хотелось бы знать, это зарплата - начисленная или то, что получается к выплате?

Ирина, Ставрополь

Ответ: Все требования к размеру заработной платы основаны на суммах, начисленных работнику.


Вопрос: Уважаемый Умар Ильясович, я уже 10 лет работаю специалистом по кадрам и меня волнует ситуация с официальным оформлением работников по трудовым договорам. Работников или совсем не оформляют, или оформляют на минимальную оплату труда, особенно теперь, в свете последней пенсионной программы. Некоторые люди и сами не понимают зачем им это нужно, но и предприниматели особенно (на предприятиях в основном всех оформляют официально) не спешат афишировать своих работников. Мне бы хотелось узнать, какие шаги будут приняты для легализации работающих, особенно в малом бизнесе или работники так и останутся без поддержки государства и должны будут или сами отстаивать свои права, или соглашаться на условия "хозяев"? Просто жалко людей, по 35-40 лет и нет стажа работы, то на рынках простояли по 10 лет, то "хозяин" не оформлял, а они боялись потерять работу, да и государству нужно свои социальные обязательства перед народом за что то выполнять.

Наталья Николаевна, г.Ставрополь 


Ответ: Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе, работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, а если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, - не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями.
Государственной инспекцией труда регулярно проводится работа, направленная на легализацию трудовых отношений, на повышение уровня правовой грамотности работников и работодателей.
Вместе с тем, многое в данном направлении зависит от самих работников. Нельзя мириться с отсутствием на руках письменного трудового договора. В случае отказа работодателя заключить письменный трудовой договор, необходимо обращаться в Государственную инспекцию труда или в органы прокуратуры по месту нахождения работодателя.

Вопрос: Здравствуйте! Разъясните, пожалуйста, как правильно оформляются отношения между ТСЖ (ЖСК) и председателем этого ТСЖ (ЖСК). Это выборная должность, которая ранее оформлялась трудовым договором со всеми последствиями и обязательствами сторон. Сейчас же появляются разъяснения в журналах, прессе и т.п. о том, что трудовой договор с председателем не должен заключаться, что получает он не заработную плату, а вознаграждение, размер которого утверждает общее собрание, что не имеет права на оплату больничных, отпуска и т.д. Якобы председатель является своеобразным "свадебным генералом" с правом подписи. При этом он несет ответственность по закону за все нарушения, его штрафуют как любого руководителя, могут завести административное дело и прочее. Жилищный Кодекс никак не пояснят трудовые отношения с председателем. Чем надо руководствоваться в этом случае?

 Елена, г.Ставрополь

Ответ:
В действующем законодательстве о труде отсутствуют нормы, регулирующие правоотношения между ТСЖ (ЖСК) и председателем этого ТСЖ (ЖСК). При решении вопросов, вытекающих из таких правоотношений, необходимо руководствоваться Жилищным кодексом РФ, специальными законами о статусе некоммерческих организаций, нормативными правовыми актам, содержащими нормы жилищного законодательства, Уставом организации и решениями её руководящих органов.


Вопрос: Кто обязан и в какие сроки проводить специальную оценку условий труда (аттестацию рабочих мест)? Например, есть ли у ИП (с нанятыми, и без нанятых) такая обязанность? Какая ответственность за несоблюдение этой обязанности?

Елена, Ставрополь

Ответ: Обязанность работодателя о проведении специальной оценки условий труда определена ст. 212 ТК РФ, пунктом 2.ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ответственность за несоблюдение этой обязанности определяется ст. 5.27.1 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», которая вступает в силу с 01.01.2015 года.

git sk

 
...
http://ric077.ru/library/