Отчет: Интернет-интервью "Законность использования земли под надзором" с И.О. руководителя Управления Росреестра по СК – главным государственным инспектором Ставропольского края по использованию и охране земель - Москаленко С.В.

MoskalenkoСергей Валерьевич, в 2014-2015 годах вступил в законную силу ряд изменений, направленных на совершенствование земельного законодательства. Какую роль сыграл Росреестр в этом вопросе?

Росреестр принимал активное участие в разработке проектов принятых законов, относящихся к сфере его деятельности, в том числе в области государственного земельного надзора.

Например, в Кодекс об административных правонарушениях внесены нормы, в соответствии с которыми размер штрафа за нарушение земельного законодательства определяется в зависимости от кадастровой стоимости участка.

Такая оценка является более объективной, так как в этом случае учитывается ценность и площадь земельного участка, на котором допущено правонарушение. 

Размер штрафов в сфере земельных отношений  долгое время не менялся. К чему это привело?

Это привело к тому, что сумма штрафа была несопоставима с негативными последствиями нарушений и не могла выполнять функцию эффективной санкции, стимулировать правомерное поведение.

Социально-экономические последствия осуществления государственного земельного надзора заключаются в том, что привлечение правонарушителей к административной ответственности является как мерой наказания виновных, так и  мерой профилактики земельных правонарушений, стимулом к ведению эффективного и рационального землепользования.

Устранение нарушений способствует наведению порядка в землепользовании путем восстановления прав землепользователей и качественных характеристик земельных участков.

Изменения в размерах штрафов за нарушение земельного законодательства влекут не только увеличение объема поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, но и стимулирование правомерного поведения.

Какова эффективность государственного земельного надзора в Ставропольском крае?

При  осуществлении государственного земельного надзора Управление Росреестра по Ставропольскому краю взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, правоохранительными, судебными органами, органами государственной власти и местного самоуправления для повышения эффективности использования и охраны земель.

На территории Ставропольского края за девять месяцев 2015 года Управлением Росреестра по Ставропольскому краю проведено 2679 проверок соблюдения земельного законодательства.

По результатам проверок государственных инспекторов по использованию и охране земель,  а также по материалам, представленным должностными лицами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, по протоколам, поступившим из органов внутренних дел, прокуратуры и иных государственных органов, осуществляющих государственный земельный контроль (надзор) в действиях физических, должностных и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей выявлено 1866 нарушение законодательства.

По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях к административной ответственности привлечено 806 физических, юридических и должностных лиц, наложено административных штрафов на сумму 10364,53 тыс. руб., взыскано в добровольном и принудительном порядке административных штрафов на сумму 5898,82 тыс. руб.

Какой наиболее часто встречающийся пример нарушения вида разрешенного использования можно привести?

В практике работы отдела часто встречаются случаи ведения коммерческой деятельности на земельном участке, предоставленном под индивидуальное жилищное строительство (далее – ИЖС).

Например, земельный участок предоставлен гражданину под ИЖС. По факту на данном земельном участке расположен объект торгового назначения, ведется предпринимательская деятельность.

ИЖС – форма обеспечения граждан жилищем путем строительства домов на праве личной собственности, выполняемого при непосредственном участии граждан или за их счет.

Следовательно,  пользователь земельного участка допускает нарушение земельного законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность. 

В течение которого времени необходимо устранить нарушения?

Помимо административного наказания нарушитель получает предписание об устранении нарушения земельного законодательства, в котором прописаны четкие сроки его исполнения.

В случае неисполнения выданного предписания, должностными лицами Управления  составляется протокол по ч. 25.26 ст. 19.5 КоАП РФ, выдается повторное предписание об устранении нарушения земельного законодательства и направляется информация в администрацию, с целью принятия мер по устранению нарушения, вплоть до понуждения в судебном порядке.

Если гражданин или организация предупреждены о проведении проверки, но всячески пытаются ее избежать, какое наказание их ждет в этом случае?

Лицу, которому по каким-либо причинам невозможно присутствовать на проверке, необходимо предупредить госинспектора, и дата проведения проверки может быть перенесена, но не позже срока, установленного в распоряжении.

Если владелец проверяемого земельного участка этого не сделал, согласно требованиям закона, за уклонение от проведения проверки он может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.4.1 «Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок» Кодекса об административных правонарушениях РФ. Это нарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 тысячи рублей, на должностных лиц – от 2 до 4 тысяч рублей и на юридических лиц – от 5 до 10 тысяч рублей.

Можно ли считать изменение вида сельскохозяйственного угодья изменением целевого назначения земельного участка?

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), – в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Изменение вида сельскохозяйственных угодий не влечет за собой нецелевое использование земельного участка, так как он используется для ведения сельскохозяйственного производства.

Сергей Валерьевич, спасибо вам за откровенный разговор, за то что выделили время и дали разъяснения нашим читателям.

Пресс- служба Группы компаний "Консультант-СКИФ"

 

...
http://ric077.ru/library/